Все о битуме

Марки вязких дорожных битумов

По показателям вязкости, пластичности, плотности, температуры размягчения и области использования выделяют следующие марки битума: дорожные, строительные и кровельные. У каждого из этих видов свои буквенные обозначения по ГОСТу — например, большинство дорожных имеют аббревиатуру БН, а кровельных — БНК.

2/3 битумов, выпускаемых в мире, относятся к дорожным. Это объясняется широкой сферой их применения и постоянной востребованностью для строительства дорог. Регулирует стандарты качества для всех марок дорожного битума ГОСТ 22245-90. Однако прежде, чем обратиться к этому документу, необходимо разобраться в ключевых характеристиках смесей и понять, на что они влияют.

Виды битума: разбираемся в свойствах

  1. Пенетрация. Это показатель, который определяет глубину проникания иглы при определенном температурном режиме. Чем выше пенетрация, тем выше теплостойкость, соответственно, смесь может использоваться при более широком диапазоне температур.
  2. Температура хрупкости. При ней покрытие разрушается даже при кратковременных нагрузках. Чем ниже температура хрупкости, тем лучше, поскольку смесь может использоваться даже при отрицательных температурах. Как правило, она достигает до -30 °С. Температура хрупкости показывает минимальный температурный диапазон и отличается у разных марок битума.
  3. Температура размягчения. При ней битумы переходят в текучее состояние, полностью размягчаясь.
  4. Растяжимость и вязкость. Это показатели, характеризующие консистенцию. Желательно, чтобы вязкость была наибольшей при максимальной температуре применения. Растяжимость (способность вещества растягиваться в нить) также должна быть как можно выше: для марок вязких дорожных битумов этот показательно должен составлять более 40 см.
  5. Адгезия. Это способность «прилипать» к поверхностям. Чем выше адгезия, тем лучше, при этом адгезия должна быть хорошей в широком диапазоне температур. Адгезия косвенно влияет на долговечность покрытий из разных видов битума: за счет нее дорожное покрытие удерживается от разрушения под колесами автомобилей.

Какие марки вязких дорожных битумов выделяют?

Вязкие битумы, в отличие от жидких, применяют для производства асфальтобетонных смесей. Они подходят и для горячих, и для теплых, и для холодных составов. Чаще всего для укладки асфальта выбирают две марки битума — БНД и БН. Чем они отличаются?

БНД расшифровывается как битум нефтяной дорожный. Это специализированная марка, предназначенная для изготовления дорожного покрытия. Такой вид битума имеет высокую температуру размягчения, большую пенетрацию и низкую температуру хрупкости. За счет этого асфальт получается устойчивым к перепадам температур и нагрузкам. У битумов марки БН ниже пенетрация и выше температура хрупкости. Их шире всего применяют в строительстве: для обработки фундамента, внутренней и внешней гидроизоляции зданий, при прокладке трубопроводов, изготовлении мастик и лаков.

Если говорить о марках вязких дорожных битумов, то в ГОСТе 22245-90 прописаны следующие типы:

  • БНД 200/300;
  • БНД 130/200;
  • БНД 90/130;
  • БНД 60/90;
  • БНД 40/60.

Какие виды дорожного битума используются для строительства дорог в разных регионах?

В зависимости от приведенных выше показателей разные марки вязких дорожных битумов используются для создания дорожного покрытия в тех или иных регионах. От характеристик зависит, насколько прочным и долговечным будет асфальт. Эксперты дают следующие рекомендации:
  • БНД 40/60подходит для теплых регионов с летней температурой выше 30 °С. Он хорошо выдерживает высокие температуры и не размягчается, в то же время температура хрупкости достаточно высокая, поэтому покрытие обладает низкой морозостойкостью.
  • БНД 60/90— также преимущественно используется в регионах с теплым климатом.
  • БНД 90/130— самая универсальная марка битума. Его можно использовать практически во всех регионах России. Еще один плюс — возможность проведения дорожных работ в холодное время года. Рабочая температура смеси составит от -20 до +5 °С.
  • БНД 130/200— подходит для укладки в регионах с умеренным и холодным климатом.
  • БНД 200/300— применяется преимущественно в районах с большими минусами осенью, зимой и весной (среднемесячная температура до -20 °С), поскольку обладает самой высокой морозостойкостью и не растрескивается под воздействием отрицательных температур.