По показателям вязкости, пластичности, плотности, температуры размягчения и области использования выделяют следующие марки битума: дорожные, строительные и кровельные. У каждого из этих видов свои буквенные обозначения по ГОСТу — например, большинство дорожных имеют аббревиатуру БН, а кровельных — БНК.
2/3 битумов, выпускаемых в мире, относятся к дорожным. Это объясняется широкой сферой их применения и постоянной востребованностью для строительства дорог. Регулирует стандарты качества для всех марок дорожного битума ГОСТ 22245-90. Однако прежде, чем обратиться к этому документу, необходимо разобраться в ключевых характеристиках смесей и понять, на что они влияют.
Виды битума: разбираемся в свойствах
Какие марки вязких дорожных битумов выделяют?
Вязкие битумы, в отличие от жидких, применяют для производства асфальтобетонных смесей. Они подходят и для горячих, и для теплых, и для холодных составов. Чаще всего для укладки асфальта выбирают две марки битума — БНД и БН. Чем они отличаются?
БНД расшифровывается как битум нефтяной дорожный. Это специализированная марка, предназначенная для изготовления дорожного покрытия. Такой вид битума имеет высокую температуру размягчения, большую пенетрацию и низкую температуру хрупкости. За счет этого асфальт получается устойчивым к перепадам температур и нагрузкам. У битумов марки БН ниже пенетрация и выше температура хрупкости. Их шире всего применяют в строительстве: для обработки фундамента, внутренней и внешней гидроизоляции зданий, при прокладке трубопроводов, изготовлении мастик и лаков.
Если говорить о марках вязких дорожных битумов, то в ГОСТе 22245-90 прописаны следующие типы:
Какие виды дорожного битума используются для строительства дорог в разных регионах?
В зависимости от приведенных выше показателей разные марки вязких дорожных битумов используются для создания дорожного покрытия в тех или иных регионах. От характеристик зависит, насколько прочным и долговечным будет асфальт. Эксперты дают следующие рекомендации:
2/3 битумов, выпускаемых в мире, относятся к дорожным. Это объясняется широкой сферой их применения и постоянной востребованностью для строительства дорог. Регулирует стандарты качества для всех марок дорожного битума ГОСТ 22245-90. Однако прежде, чем обратиться к этому документу, необходимо разобраться в ключевых характеристиках смесей и понять, на что они влияют.
Виды битума: разбираемся в свойствах
- Пенетрация. Это показатель, который определяет глубину проникания иглы при определенном температурном режиме. Чем выше пенетрация, тем выше теплостойкость, соответственно, смесь может использоваться при более широком диапазоне температур.
- Температура хрупкости. При ней покрытие разрушается даже при кратковременных нагрузках. Чем ниже температура хрупкости, тем лучше, поскольку смесь может использоваться даже при отрицательных температурах. Как правило, она достигает до -30 °С. Температура хрупкости показывает минимальный температурный диапазон и отличается у разных марок битума.
- Температура размягчения. При ней битумы переходят в текучее состояние, полностью размягчаясь.
- Растяжимость и вязкость. Это показатели, характеризующие консистенцию. Желательно, чтобы вязкость была наибольшей при максимальной температуре применения. Растяжимость (способность вещества растягиваться в нить) также должна быть как можно выше: для марок вязких дорожных битумов этот показательно должен составлять более 40 см.
- Адгезия. Это способность «прилипать» к поверхностям. Чем выше адгезия, тем лучше, при этом адгезия должна быть хорошей в широком диапазоне температур. Адгезия косвенно влияет на долговечность покрытий из разных видов битума: за счет нее дорожное покрытие удерживается от разрушения под колесами автомобилей.
Какие марки вязких дорожных битумов выделяют?
Вязкие битумы, в отличие от жидких, применяют для производства асфальтобетонных смесей. Они подходят и для горячих, и для теплых, и для холодных составов. Чаще всего для укладки асфальта выбирают две марки битума — БНД и БН. Чем они отличаются?
БНД расшифровывается как битум нефтяной дорожный. Это специализированная марка, предназначенная для изготовления дорожного покрытия. Такой вид битума имеет высокую температуру размягчения, большую пенетрацию и низкую температуру хрупкости. За счет этого асфальт получается устойчивым к перепадам температур и нагрузкам. У битумов марки БН ниже пенетрация и выше температура хрупкости. Их шире всего применяют в строительстве: для обработки фундамента, внутренней и внешней гидроизоляции зданий, при прокладке трубопроводов, изготовлении мастик и лаков.
Если говорить о марках вязких дорожных битумов, то в ГОСТе 22245-90 прописаны следующие типы:
- БНД 200/300;
- БНД 130/200;
- БНД 90/130;
- БНД 60/90;
- БНД 40/60.
Какие виды дорожного битума используются для строительства дорог в разных регионах?
В зависимости от приведенных выше показателей разные марки вязких дорожных битумов используются для создания дорожного покрытия в тех или иных регионах. От характеристик зависит, насколько прочным и долговечным будет асфальт. Эксперты дают следующие рекомендации:
- БНД 40/60подходит для теплых регионов с летней температурой выше 30 °С. Он хорошо выдерживает высокие температуры и не размягчается, в то же время температура хрупкости достаточно высокая, поэтому покрытие обладает низкой морозостойкостью.
- БНД 60/90— также преимущественно используется в регионах с теплым климатом.
- БНД 90/130— самая универсальная марка битума. Его можно использовать практически во всех регионах России. Еще один плюс — возможность проведения дорожных работ в холодное время года. Рабочая температура смеси составит от -20 до +5 °С.
- БНД 130/200— подходит для укладки в регионах с умеренным и холодным климатом.
- БНД 200/300— применяется преимущественно в районах с большими минусами осенью, зимой и весной (среднемесячная температура до -20 °С), поскольку обладает самой высокой морозостойкостью и не растрескивается под воздействием отрицательных температур.