Классифицировать битумы по типам можно с точки зрения происхождения, а соответственно и исходного сырья, используемого для его производства, а также по физическим свойствам и цели использования. Понимание типа битума позволяет подобрать оптимальный вариант для проведения работ, основываясь на преимуществах и поведении в зависимости от условий эксплуатации.
Битумы классифицируются:
По происхождению
Природные битумы в чистом виде встречаются редко и являются частью горючих ископаемых. Структурно могут представлять собой как вязкие жидкости, так и твердые вещества. Образование природного битума происходит при нарушении консервации производных нефти в результате полимеризации - природных окислительных процессов. Особенностью данного типа битума является высокое содержание минеральных веществ и примесей, в том числе в составе могут присутствовать нафтеновые кислоты, сложные эфиры, сера и цветные металлы. Несмотря на то, что природный битум не является готовым товарным продуктом, он обладает высокой стойкостью к химическим и атмосферным воздействиям.
Искусственные или технические битумы близки по составу к природным битумам, но представляют собой остаточный продукт переработки нефти, каменноугольной смолы и сланцев. В составе может содержаться высокое количество парафина, что делает его более ценным. На данный момент искусственные битумы получили широкое распространение, занимая свыше 90% от общего объема используемого битума.
По типу исходного сырья
Торфяные битумы получаются из торфа за счет органических растворителей, таких как бензол, бензин и т.д. В составе преобладают составляющие торфа, такие как воск, парафин и смолы. Основная область применения - литейная промышленность, в частности литье высокоточных моделей и изделий из пластмасс, а также производство защитных и полирующих композиций в целлюлозно-бумажной промышленности.
Угольные битумы выделяются по аналогии с торфяными, но извлекаются из другого сырья - ископаемого угля. Состав представляет собой смесь омыляемых веществ, свободных кислот, их углеводородов и ангидридов, а после обработки возможно выделить воск и смолы. Область применения - лакокрасочные изделия, производство клеевых материалов, а также дорожно-строительная отрасль.
Нефтяные битумы подразделяются на несколько видов в зависимости от метода получения:
Основная область распространения - строительная отрасль и производство материалов: изоляционных, лакокрасочных и т.д.
По консистенции
Твердые битумы - это твердые вещества, извлеченные из торфа или угля. В зависимости от свойств подразделяются на:
Вязкие битумы представляют собой смолоподобные продукты.
Жидкие битумы — это смесь вязкого битума с разжижающими компонентами, такими как бензин, мазут, керосин и т.д. В зависимости от скорости загустевания делятся на:
По назначению
Подбор конкретной марки битума диктуется требованиями к его характеристикам, но существует общая классификация по целевому назначению битумов.
Нефтяные битумы представляют собой твердый или жидкий органический материал из смеси углеводородов и их производных. Полученные продукты не растворяются в воде, но полностью или частично растворяются в сероуглероде, бензоле и ряде органических растворителей плотностью до 1,50 г/см3.
Элементный состав
В составе присутствуют углерод, водород, соединения и примеси металлов, в том числе железа, никеля, ванадия и т.д. Соотношение элементов складывается следующий образом (масс. %):
Компонентный состав
Нефтяные битумы являются дисперсной системой, т.е. образованы из нескольких фаз, которые не взаимодействуют между собой химически и практически не смешиваются. Дисперсионной средой выступают масла и смолы, а дисперсной фазой - асфальтены.
Что касается компонентов битума, то основная масса вещества гибридная и поэтому можно выделить только группы с приблизительным однообразием состава. Единственными соединениями, которые можно выделить в почти чистом виде, являются парафины.
Итак, компонентный состав нефтяного битума включает в себя:
Асфальтены
Асфальтены - это высокомолекулярные соединения нефти, представляющие собой продукт полимеризации, конденсации и дегидрогенизации смол.
Вещество легко растворяется в сероуглероде и хлороформе, но не растворяется в ацетоне и спирте. Под воздействием солнечного света нагревается, но не растворяется.
Присутствие асфальтенов в битуме влияет на его температуру размягчения и твердость.
Возможен частичный переход в карбены и карбоиды при воздействии концентрированной серной кислоты на асфальтены в растворе хлороформа.
Карбены
Карбены схожи с асфальтенами как по составу, так и по свойствам. Отличие карбенов - это повышенное содержание углерода в составе и большая плотность.
Вещество не растворяется в тетрахлорметане, при этом растворяется в пиридине и сероуглероде.
Содержание карбенов в битуме крайне мало, но имеет негативное влияние на его некоторые характеристики, что приводит к повышению вязкости и хрупкости. Также их повышенное содержание приводит к снижению растяжимости.
Карбоиды
Карбоиды представляют собой специфическую группу в виде твердого вещества, похожего на сажу.
С точки зрения структуры вещество является сшитым трехмерным полимером, в следствие чего оно не растворяется ни в одном из существующих органических растворителей. Карбоиды - частицы необратимые с прочными фазовыми контактами, поэтому не способны к разрушению до молекулярного состояния под действием внешних факторов за исключением жестких приемов воздействия на нефтяные дисперсные системы.
Карбоиды практически отсутствуют в природных нефтях и асфальтах, а в заводских асфальтах могут наблюдаться в виде следов. При этом наличие карбоидов в битуме сказывается отрицательно на эксплуатационных качествах, в том числе понижается эластичность и повышается хрупкость.
Нефтяные масла
Нефтяные масла - это продукт переработки высококипящих нефтяных фракций, который состоит из смеси углеводородов: парафиновых, нафтеновых и др. Наличие нескольких групп углеводородов с разнородным составом приводит к тому, что влияние на свойства битума может отличаться.
В общих чертах при повышенном содержании масел битум становится более текучим и подвижным. Если рассматривать более детально, то существенную роль на температуру размягчения и температуру хрупкости оказывает соотношение масел к асфальтенам. Максимальная дуктильность достигается при соотношении 2:5.
Асфальтогеновые кислоты
Группа полинафтеновых кислот с твердой или высоковязкой консистенцией. По внешнему виду похожи на нейтральные смолы.
Асфальтогеновые кислоты легко растворимы в хлороформе и спирте, трудно растворимы в бензине.
Наличие асфальтогеновых кислот обеспечивает защиту коллоидной структуры битума. Так как кислоты являются поверхностно-активной частью, то они также оказывают влияние на повышение прочности и усиливают сцепление битума с материалами, например, с поверхностями из камня.
Смолы
Смолы в составе битума - это вещества, пластичные при комнатной температуре и занимающие 20-40% масс.
Вещество химически нестабильно, поэтому при длительном воздействии кислорода или иной окислительной среды, начинается переход смол в асфальтены и может наблюдаться необратимое изменение в фазовом составе битума - его старение.
Растворение возможно в бензоле, хлороформе, эфире и нефтяных маслах.
Присутствие смол в битуме оказывает положительное влияние на его пластичность и вяжущие свойства.
По показателям вязкости, пластичности, плотности, температуры размягчения и области использования выделяют следующие марки битума: дорожные, строительные и кровельные. У каждого из этих видов свои буквенные обозначения по ГОСТу — например, большинство дорожных имеют аббревиатуру БН, а кровельных — БНК.
2/3 битумов, выпускаемых в мире, относятся к дорожным. Это объясняется широкой сферой их применения и постоянной востребованностью для строительства дорог. Регулирует стандарты качества для всех марок дорожного битума ГОСТ 22245-90. Однако прежде, чем обратиться к этому документу, необходимо разобраться в ключевых характеристиках смесей и понять, на что они влияют.
Виды битума: разбираемся в свойствах
Какие марки вязких дорожных битумов выделяют?
Вязкие битумы, в отличие от жидких, применяют для производства асфальтобетонных смесей. Они подходят и для горячих, и для теплых, и для холодных составов. Чаще всего для укладки асфальта выбирают две марки битума — БНД и БН. Чем они отличаются?
БНД расшифровывается как битум нефтяной дорожный. Это специализированная марка, предназначенная для изготовления дорожного покрытия. Такой вид битума имеет высокую температуру размягчения, большую пенетрацию и низкую температуру хрупкости. За счет этого асфальт получается устойчивым к перепадам температур и нагрузкам. У битумов марки БН ниже пенетрация и выше температура хрупкости. Их шире всего применяют в строительстве: для обработки фундамента, внутренней и внешней гидроизоляции зданий, при прокладке трубопроводов, изготовлении мастик и лаков.
Если говорить о марках вязких дорожных битумов, то в ГОСТе 22245-90 прописаны следующие типы:
Распишем ключевые технические характеристики разных видов битума:
БНД 40/60 | БНД 60/90 | БНД 90/130 | БНД 130/200 | БНД 200/300 | |
Глубина проникновения иглы при 0 °С, 0,1 мм | 13 | 20 | 28 | 35 | 45 |
Температура размягчения | 51 | 47 | 43 | 40 | 35 |
Растяжимость при 0 °С, см | 0 | 3,5 | 4,0 | 6,0 | 20 |
Температура хрупкости, не выше | -12 °С | -15 °С | -17 °С | -18 °С | -20 °С |
Индекс пенетрации | От — 1,0 до +1,0 |
Какие виды дорожного битума используются для строительства дорог в разных регионах?
В зависимости от приведенных выше показателей разные марки вязких дорожных битумов используются для создания дорожного покрытия в тех или иных регионах. От характеристик зависит, насколько прочным и долговечным будет асфальт. Эксперты дают следующие рекомендации:
Важнейшими характеристиками битума являются:
Названия марок легко расшифровать: буквами обозначается разновидность битума, а цифры, указанные через дробь, показывают соответственно пластичность и пенетрацию.
Характеристики и цена битума дорожного
Если посмотреть статистику производства, то окажется, что на битум дорожный приходится около 70%. Он нашел широчайшее применение при прокладке и ремонте автомагистралей. Объявления типа «продам битум дорожный» можно найти практически в каждом регионе. Наиболее востребованы предложения летом: именно теплое время года считается оптимальным для проведения дорожных работ.
В зависимости от характеристик битум дорожный делится на две разновидности:
Для улучшения свойств материала в него добавляют различные химические добавки. Чаще всего необходимо усилить устойчивость к низким или высоким температурам или повысить сопротивляемость нагрузкам. Среди распространенных модифицирующих присадок полипропилен (в том числе атактический) и стирол-бутадиен-стирол. Конечно, цена битума дорожного модифицированного будет дороже.
Сферу применения самых востребованных марок битума дорожного приведем в таблице:
Марка | Рекомендации по использованию |
БНД 200/300 | Поверхностная обработка покрытий в регионах с холодным климатом. Необходима для изготовления теплых асфальтобетонных смесей. |
БНД 130/200 | Необходима при проведении дорожных работ или пропитки щебеночных покрытий в районах, характеризующихся умеренным климатом. Также входит в состав горячих асфальтобетонных смесей для холодных регионов. |
БНД 60/90 | Используется в регионах с теплым климатом и для асфальтобетонных смесей, которые в них применяются. |
БНД 40/60 | Нужен в регионах, где температура воздуха летом превышает 30 °С. |
Независимо от цены битум дорожный может поставляться в жидком состоянии (бочки или цистерны) или твердом (брикеты, бухты). Второй вариант удобнее для транспортировки, однако на месте материал придется растапливать при помощи специального оборудования. Жидкий битум дорожный также имеет свои недостатки: в частности, меньший срок хранения.
На странице представлен список и краткое описание наиболее часто используемых и значимых характеристик и методов испытаний, применяемых для битумных вяжущих. Понимание критериев классификации может помочь в изучении и анализе текстов технической документации и отраслевых стандартов.
Основными показателями битума являются:
Качество битума оценивается совокупностью разных показателей, при этом основным является пенетрация при 25°С. Остальные свойства указываются как зависимость от пенетрации, так как при ее изменении меняются и полученные свойства. Например, увеличение пенетрации приводит к снижению температур хрупкости и размягчения.
Измерение пенетрации битума при 25°C
Слово "пенетрация" произошло от латинского penetratio, что можно перевести как "проникать". Значение слова хорошо отражает суть метода испытания, а именно проникновение иглы в битумное вяжущее для определения его густоты.
Игла устанавливается вертикально и погружается в образец при заданной нагрузке, температуре и времени. Глубина ее проникновения выражается в единице пенетрации, которая составляет 0,1 мм.
Что касается температуры, то испытание допускается проводить при разной температуре, а 25°C является принятым показателем для классификации по европейским стандартам.
Подробно метод определения глубины проникания иглы описан в ГОСТ 11501-78.
Температура размягчения битума
Битумы представляют собой смесь большого числа соединений, поэтому, в отличие от индивидуальных веществ, переходят в жидкое состояние постепенно. Переход из твердого состояния в определенную жидкую консистенцию характеризуется температурой размягчения, которая оценивается в заданных условиях.
Наиболее распространенный метод определить температуру размягчения - это метод Кольца и шара. Образец битума размещается на металлическом кольце заданного размера, нагревается и начинает растягиваться под давлением стального шара с номинальным диаметром 9,525 мм и массой 3,50 ±0,05 г.
Через некоторое время битум принимает форму мешка и в конечном итоге касается нижней пластинки. Момент касания отмечается и принимается как температура размягчения.
Подробно метод описывается в ГОСТ 11506-73.
Показатели, полученные методом Кольца и шара, несколько выше, чем значения, получаемые по методу Кремер-Сарнова. Метод Кремер-Сарнова заключается в том, что слой битума толщиной 5 мм размещается в трубках под нагрузкой ртути массой 5г и нагревается до момента прорыва ртути через размягченный битум.
Температура хрупкости битума
В процессе эксплуатации битума могут появляться трещины или излом. Температура хрупкости позволяет определить температуру, при которой битум будет разрушаться под действием кратковременной нагрузки.
Определение температуры хрупкости выполняется методом по Фраасу, подробно описанном в ГОСТ 11507-78.
Суть метода заключается в нанесении битума толщиной 0,40±0,01 г. на стальную пластину. Образец охлаждается, после чего производится сгибание и распрямление пластинки до появления первой трещины. Момент появления первой трещины и является температурой хрупкости.
Температура вспышки битума
Определением температуры вспышки связано с требованиями пожарной безопасности при использовании битумных вяжущих и позволяет определить содержание воспламеняемых летучих веществ.
Для получения температуры вспышки используется методы определения в открытом тигле по методам Кливленда и Бренкена, при этом метод Кливленда используется при возникновении разногласий по оценке качества битума.
Суть метода заключается в постепенном нагревании образца до момента вспышки паров над поверхностью битума. Температура воспламенения определяется далее по тому же методу до момента загорания продукта от дальнейшего нагревания. Продолжительность горения должна быть не менее 5 с.
Подробно метод определения температуры вспышки описан в ГОСТ 4333-87.
Иногда применяется метод определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса, но, как правило, полученные результаты оказываются менее точными, чем результаты метода в открытом тигле.
Растяжимость битума (дуктильность)
Растяжимость битума (она же называется дуктильность битума) является важным показателем для дорожных покрытий, так как позволяет оценить стойкость к механическим воздействиям, способность работать на изгиб и эластичность. Дуктильность характеризуется расстоянием, на которое битум вытягивается в нить до момента разрыва.
Как правило, для высокоплавких твердых битумов растяжимость находится в пределах 20-50 мм, а для легкоплавких она может достигать более 300 мм.
Определение дуктильности битума выполняется по методу, описанному в ГОСТ 11505-75. Суть метода заключается в следующем: образец заливается в специальную форму, которая раздвигается с постоянной скоростью. Скорость растяжения при испытаниях при 25°С и 0°С должна быть 5 см/мин.
Вязкость битума: кинетическая и динамическая
При использовании битумных материалов ожидается качественное сцепление с поверхностью и способность связать минеральные частицы в прочный монолит.
Вязкость битума определяет сопротивляемость материла к силам, вызывающим перемещение слоев. Другими словами, вязкость - это внутреннее трение между частицами в процессе движения одного слоя битума относительно другого.
Показатель вязкости подразделяется на кинематическую и динамическую вязкость.
Кинематическая вязкость - это мера сопротивления потоку жидкости под действием силы тяжести. Определение показателя выполняется по методу, описанному в ГОСТ 32060-2013. Суть метода заключается в измерении времени протекания заданного объема образца через вискозиметр при заданной высоте столба жидкости и заданной температуре. Кинематическая вязкость равняется результату умножения времени истечения на коэффициент калибровки вискозиметра.
Динамическая вязкость - это соотношение между приложенным напряжением сдвига и коэффициентом сдвига. Другими словами, мера сопротивления потока жидкости.
Определение показателя выполняется по методу с помощью ротационного вискозиметра, рассмотренному в ГОСТ EN 13302-2013. Также могут быть использованы метод вакуумных капилляров Кэннон-Мэннинга и метод конус-плоскость с помощью реометра.
Показатели норм физико-механических свойств приведены в соответствии с марками битумов:
Марка битума определяется в зависимости от его назначения с учетом параметров твердости, температуры размягчения и показателя растяжимости - подробно о характеристиках битума и их методах испытания рассмотрено в статье "Основные характеристики". Первая цифра маркировки - температура размягчения битума, вторая цифра - пенетрация.
Нормы для строительных нефтяных битумов ГОСТ 6617-76 | |||||
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытаний | |||
БН 50/50 | БН 70/30 | БН 90/10 | |||
ОКП 02 5624 | ОКП 02 5623 | ОКП 02 5622 | |||
1. Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм | 41-60 | 21-40 | 5-20 | По ГОСТ 11501-78 | |
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С | 50-60 | 70-80 | 90-105 | По ГОСТ 11506-73 | |
3. Растяжимость при 25°С, не менее | 40 | 3,0 | 1,0 | По ГОСТ 11505-75 | |
4. Растворимость, %, не менее | 99,50 | 99,50 | 99,50 | По ГОСТ 20739-75 | |
5. Изменение массы после прогрева, %; не более | 0,50 | 0,50 | 0,50 | По ГОСТ 18180-72 | |
6. Температура вспышки, °С, не ниже | 230 | 240 | 240 | По ГОСТ 4333-87 | |
7. Массовая доля воды | Следы | По ГОСТ 2477-65 |
Нормы для изоляционных нефтяных битумов ГОСТ 9812-74 | |||||
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||
БНИ-IV-З | БНИ-IV | БНИ-V | |||
ОКП 02 5623 0401 | ОКП 02 5623 0402 | ОКП 02 5623 0403 | |||
1. Температура размягчения, °С | 65-75 | 75-85 | 90-100 | ГОСТ 11506 | |
2. Глубина проникания иглы, 0,1 мм: при 25 °С | 30-50 | 25-40 | 20-40 | По ГОСТ 11501 | |
при 0 °С, не менее | 15 | 12 | 9 | По ГОСТ 11501 | |
3. Температура вспышки, °С, не ниже | 250 | 250 | 240 | По ГОСТ 4333 | |
4. Растяжимость при 25 °С, см, не менее | 4 | 3 | 2 | По ГОСТ 11505 | |
5. (Исключен, Изм. N 3). | — | ||||
6. Изменение массы после прогрева, %, не более | 0,5 | 0,5 | 0,5 | По ГОСТ 18180 | |
7. Массовая доля парафина, %, не более | 4 | - | - | По ГОСТ 17789 или по ГОСТ 28967 | |
8. (Исключен, Изм. N 3). | — | ||||
9. Водонасыщенность за 24 ч, %, не более | 0,10 | 0,10 | 0,10 | По п.3.2 |
Нормы для дорожных жидких битумов марок СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200 ГОСТ 11955-82 | |||||
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||
СГ 40/70 | СГ 70/130 | СГ 130/200 | |||
ОКП 02 5611 0202 | ОКП 02 5611 0203 | ОКП 02 5611 0204 | |||
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с | 40-70 | 71-130 | 131-200 | По ГОСТ 11503 с дополнением по п.5.3 ГОСТ 11955-82 | |
2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее | 10 | 8 | 7 | По ГОСТ 11504 | |
3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже | 37 | 39 | 39 | По ГОСТ 11506 | |
4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 45 | 50 | 60 | По ГОСТ 4333 | |
5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком | Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2 | По ГОСТ 11508 и п.5.2 ГОСТ 11955-82 |
Нормы для дорожных жидких битумов марок МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200 ГОСТ 11955-82 | |||||
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||
МГ 40/70 | МГ 70/130 | МГ 130/200 | |||
ОКП 02 5611 0302 | ОКП 02 5611 0303 | ОКП 02 5611 0304 | |||
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с | 40-70 | 71-130 | 131-200 | По ГОСТ 11503 с дополнением по п.5.3 ГОСТ 11955-82 | |
2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее | 8 | 7 | 5 | По ГОСТ 11504 | |
3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже | 28 | 29 | 30 | По ГОСТ 11506 | |
4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 100 | 110 | 110 | По ГОСТ 4333 | |
5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком | Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2 | По ГОСТ 11508 и п.5.2 ГОСТ 11955-82 |
Нормы для дорожных жидких битумов МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200 ГОСТ 11955-82 | |||||
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||
МГО 40/70 | МГО 70/130 | МГО 130/200 | |||
ОКП 02 5611 0403 | ОКП 02 5611 0401 | ОКП 02 5611 0402 | |||
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с | 40-70 | 71-130 | 131-200 | По ГОСТ 11503 с дополнением по п.5.3 настоящего стандарта | |
2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее | - | - | - | По ГОСТ 11504 | |
3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже | - | - | - | По ГОСТ 11506 | |
4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 120 | 160 | 180 | По ГОСТ 4333 | |
5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком | Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2 | По ГОСТ 11508 и п.5.2 ГОСТ 11955-82 | |||
Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140°С |
Нормы для дорожных вязких битумов марок БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90 ГОСТ 22245-90 | |||||
Наименование показателя | Норма для битума марки | ||||
БН 200/300 | БН 130/200 | БН 90/130 | БН 60/90 | ||
ОКП 02 5612 0205 | ОКП 02 5612 0204 | ОКП 02 5612 0203 | ОКП 02 5612 0202 | ||
1. Глубина проникания иглы, 0,1 мм: По ГОСТ 11501 | |||||
при 25 °С | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 60-90 | |
при 0 °С, не менее | 24 | 18 | 15 | 10 | |
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, По ГОСТ 11506 | |||||
не ниже | 33 | 38 | 41 | 45 | |
3. Растяжимость, см, не менее По ГОСТ 11505 | |||||
при 25 °С | - | 80 | 80 | 70 | |
при 0 °С | - | - | - | - | |
4. Температура хрупкости, °С По ГОСТ 11507 с дополнением по п. 3.2 | |||||
не выше | -14 | -12 | -10 | -6 | |
5. Температура вспышки, °С По ГОСТ 4333 | |||||
не ниже | 220 | 230 | 240 | 240 | |
6. Изменение температуры размягчения после прогрева, °С По ГОСТ 18180 По ГОСТ 11506 с дополнением по п. 3.3 не более | |||||
8 | 7 | 6 | 6 | ||
7. Индекс пенетрации По приложению 2 ГОСТ 22245-90 | |||||
От -1,5 до + 1,0 |
Нормы для дорожных вязких битумов марок БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 ГОСТ 22245-90 | ||||||
Наименование показателя | Норма для битума марки | |||||
БНД 200/300 | БНД 130/200 | БНД 90/130 | БНД 60/90 | БНД 40/60 | ||
ОКП 02 5612 0115 | ОКП 02 5612 0114 | ОКП 02 5612 0113 | ОКП 02 5612 0112 | ОКП 02 5612 0111 | ||
1. Глубина проникания иглы, 0,1 мм: По ГОСТ 11501 | ||||||
при 25 °С | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 | 40-60 | |
при 0 °С, не менее | 45 | 35 | 28 | 20 | 13 | |
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, По ГОСТ 11506 | ||||||
не ниже | 35 | 40 | 43 | 47 | 51 | |
3. Растяжимость, см, не менее По ГОСТ 11505 | ||||||
при 25 °С | - | 70 | 65 | 55 | 45 | |
при 0 °С | 20 | 6,0 | 4,0 | 3,5 | - | |
4. Температура хрупкости, °С По ГОСТ 11507 с дополнением по п. 3.2 | ||||||
не выше | -20 | -18 | -17 | -15 | -12 | |
5. Температура вспышки, °С По ГОСТ 4333 | ||||||
не ниже | 220 | 220 | 230 | 230 | 230 | |
6. Изменение температуры размягчения после прогрева, °С По ГОСТ 18180 По ГОСТ 11506 с дополнением по п. 3.3 не более | ||||||
7 | 6 | 5 | 5 | 5 | ||
7. Индекс пенетрации По приложению 2 ГОСТ 22245-90 | ||||||
От -1,0 до +1,0 |
Главными характеристиками, определяющими свойства битума, являются пенетрация, температура размягчения, растяжимость и вязкость. Они измеряются согласно ГОСТам. Метод определения растяжимости битума прописан в ГОСТ 11505-75. Для измерений используют специальный прибор — дуктилометр. Растяжимость определяется при температуре 25 °С и измеряется в сантиметрах.
Определение растяжимости битума по ГОСТу
Растяжимостью битума (дуктильностью) называют его способность растягиваться в тонкую нить при воздействии растягивающей силы. Измеряется эта характеристика в сантиметрах. Для определения растяжимости битума материал нагревают до жидкого состояния (но не более, чем до 160-180 °С), а затем наливают в латунные формы-восьмерки в дуктилометр. Прибор имеет две пластины. Первая неподвижна и закреплена у торцевой стенки, вторая перемещается вдоль длинной стороны дуктилометра. Скорость движения составляет 5 сантиметров в минуту. На одной из стенок ящика находится измерительная линейка. По ней скользит указатель, прикрепленный к подвижной пластинке.
Для проведения испытаний в дуктилометр заливают воду температурой 25 °С. Она должна закрывать формы с битумом как минимум на 2,5 см. Таким образом, материал охлаждается до температуры, нужной для испытаний. Требуется контролировать температуру воды в ванной, при необходимости доливая кипятка или опуская лед. Материал выдерживается в ванной 1 час, после чего наступает следующий этап.
Для вычисления растяжимости битума формы закрепляются в дуктилометре, боковые их части снимаются. Далее включается мотор, и подвижная пластина приходит в движение вдоль стены ящика, растягивая битум. Материал вытягивается в нить, потом происходит разрыв. Длину нити в тот момент, когда она разорвалась, принимают за величину растяжимости битума.
Есть несколько важных аспектов при измерении:
На что влияет растяжимость битума?
Величина растяжения битума напрямую зависит от его состава. Чем больше добавлено смол, тем выше показатель. Благодаря большой растяжимости битум становится более эластичным. Это имеет значение для дорожных, кровельных марок, а также при изготовлении лакокрасочных покрытий на битумной основе. Если в битуме присутствует много твердых парафинов, асфальтенов взвешенных частиц, то его растяжимость будет низкой, соответственно, снизится и эластичность. При растяжении в дуктилометре нить практически сразу порвется.
Характеристики по ГОСТу
Растяжимость битума по ГОСТу 22245-90 для дорожных марок установлена следующая:
Марка битума | БНД 200/300
| БНД 130/200
| БНД 90/130
| БНД 60/90
| БНД 40/60
| БН 200/300
| БН 130/200
| БН 90/130
| БН 60/90
|
Растяжимость при температуре 25 °С, см | — | 70 | 65 | 55 | 45 | — | 80 | 80 | 70 |
Такой показатель, как вязкость, необходим для характеристики консистенции битума при разных температурах использования. Определение вязкости битума производится проще, чем пенетрации или температуры размягчения, притом установить показатели несложно при любых температурных условиях. В целом изменение состояния битума можно посмотреть на примере марки БНД 90/130:
Есть несколько способов определения вязкости битума. Отметим, что это значение не регламентируется ГОСТом напрямую, поэтому у производителей редко возникает необходимость вычисления конкретно этого параметра. Чаще всего определяют индекс пенетрации, который косвенно является определением вязкости битума. О том, как происходят испытания, мы поговорим в статье.
Метод определения удельной вязкости битума
Для испытаний используются специальные приборы — вискозиметры. Подробно процедура описана в ГОСТе 11503-65 и межгосударственном стандарте EN 13302-2013. В основе метода лежит расчет времени, в течение которого определенное количество материала протечет через специальное отверстие в цилиндре аппарата при условии постоянно поддерживаемой температуры.
Испытания для определения вязкости битума проводятся в несколько этапов:
Таким образом, определение вязкости битума производится по количеству секунд, за которое доведенный до температуры испытания битум истечет в количестве 50 см³. Как правило, проводится два испытания, и за искомое значение принимается среднее арифметическое.
Как определяют пенетрацию битума?
Пенетрация определяет глубину, на которую проникнет в битум игла при определенной температуре и нагрузках. Определяют ее пенетрометром по ГОСТ11501-78. Вычисления производятся при температуре 0 °С и 25 °С, а единица измерения — глубина проникания иглы на 0,1 мм. Зная пенетрацию, определяют индекс пенетрации (ИП), который вычисляется с использованием еще одного важного параметра — температуры размягчения. Индекс пенетрации определяет пластические свойства, зависимость от температуры, колоидные особенности составов. Для дорожных битумов ИП должен находиться в пределах от -1 до +1.
а) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
б) точное определение количества отгруженной продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т.п.);
в) при отгрузке продукции в упакованных или затаренных местах - вложение в каждое тарное место предусмотренного стандартами, техническими условиями, Особыми условиями поставки, иными обязательными правилами или договором документа (упаковочного ярлыка, кипной карты и т.п.), свидетельствующего о наименовании и количестве продукции, находящейся в данном тарном месте;
г) четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству, своевременную отсылку этих документов получателю в установленном порядке;
д) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления;
е) систематическое осуществление контроля за работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов.
а) проверить в надлежащих случаях наличие на транспортных средствах (вагоне,
цистерне, барже, трюме судна, автофургоне и т.п.) или на контейнерах пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, наличие защитной маркировки груза, а также исправность тары;
б) проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе, и потребовать от органов транспорта выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами.
В случае выдачи груза без проверки количества мест или веса получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от органов транспорта, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка.
При неправильном отказе органа транспорта от составления коммерческого акта получатель обязан в соответствии с действующими на транспорте правилами обжаловать этот отказ и произвести приемку продукции в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
а) на складе получателя - при доставке продукции поставщиком; б) на складе поставщика - при вывозе продукции получателем;
в) в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта - при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта.
При доставке поставщиком продукции в таре на склад получателя последний, кроме проверки веса брутто и количества мест, может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте.
Покупатели - базы сбытовых, снабженческих, заготовительных организаций, оптовых и розничных торговых предприятий, переотправляющие продукцию в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), должны производить приемку продукции по количеству внутри тарных мест лишь в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, а также при несоответствии фактического веса брутто весу брутто, указанному в сопроводительных документах.
Если продукция поступила в поврежденной таре, то приемка продукции по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте производится получателями в порядке, указанном в п. 6 настоящей Инструкции, т.е. там, где производится приемка продукции по весу брутто и количеству мест.
а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре, - в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент
вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;
б) продукции, поступившей в исправной таре:
по весу брутто и количеству мест - в сроки, указанные в подп. "а" настоящего пункта; по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со
вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 час. с момента получения продукции - при доставке продукции поставщиком или при вывозке ее получателем со склада поставщика и с момента выдачи груза органом транспорта - во всех остальных случаях.
В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней с момента поступления ее на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 час. с момента поступления их на склад получателя.
Предприятие-получатель обязано:
а) создать для правильной и своевременной приемки продукции условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищений продукции;
б) обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции, хорошо знали настоящую Инструкцию, а также правила приемки продукции по количеству, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими нормативными актами и договором поставки данной продукции;
в) обеспечить точное определение количества поступившей продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т.п.);
г) систематически осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка продукции по количеству, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.
При одновременном получении продукции в нескольких вагонах, контейнерах или автофургонах, стоимость которой оплачивается по одному расчетному документу, получатель обязан проверить количество поступившей продукции во всех вагонах, контейнерах или автофургонах, если обязательными для сторон правилами или договором не предусмотрена возможность частичной (выборочной) проверки.
В акте приемки должно быть указано количество поступившей продукции раздельно в каждом вагоне, контейнере или автофургоне.
Если в этих документах отправитель указал вес продукции и количество мест, то получатель при приемке продукции должен проверить ее вес и количество мест.
При невозможности перевески продукции без тары определение веса нетто производится путем проверки веса брутто в момент получения продукции и веса тары после освобождения ее из-под продукции. Результаты проверки оформляются актами.
Акт о весе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о весе тары из-под влажной продукции - немедленно по освобождении тары из-под продукции, если иные сроки не установлены Особыми условиями поставки или договором. В акте о результатах проверки веса тары указывается также вес нетто продукции, определенный путем вычитания из веса брутто веса тары.
Определение веса нетто путем вычета веса тары из веса брутто по данным, указанным в сопроводительных и в транспортных документах, без проверки фактического веса брутто и веса тары не допускается.
Проверка веса тары в остальных случаях производится одновременно с проверкой веса нетто.
О выявленной недостаче продукции составляется акт за подписями лиц, производивших приемку продукции.
В случае, когда при приемке продукции выявлено несоответствие веса брутто, отдельных мест весу, указанному в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, получатель не должен производить вскрытия тары и упаковки.
Если при правильности веса брутто недостача продукции устанавливается при проверке веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то получатель обязан приостановить приемку остальных мест, сохранить и предъявить представителю, вызванному для участия в дальнейшей приемке (пп. 17 и 18 настоящей Инструкции), тару и упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся внутри этих мест.
Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение 4 час. после получения вызова.
Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если другой срок не предусмотрен в Основных и Особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре.
Представитель отправителя (изготовителя) должен иметь удостоверение на право участия в приемке продукции у получателя.
Отправитель (изготовитель) может уполномочить на участие в приемке продукции
предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.
17а. Уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя) должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 час., а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
В уведомлении должно быть указано:
а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
б) количество недостающей продукции и характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача, недостача в поврежденной таре и т.п.);
в) состояние пломб;
г) стоимость недостающей продукции;
д) время, на которое назначена приемка продукции по количеству.
а) с участием представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо
б) с участием представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением заводского, фабричного или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
в) односторонне предприятием-получателем, если отправитель (изготовитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
Представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц.
Срок полномочий представителей общественности предприятия-получателя, выделенных фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза для приемки продукции по количеству, может быть установлен на срок полномочий данного комитета профсоюза.
В удостоверении на право участия в приемке продукции по количеству должно быть
указано:
дата выдачи удостоверения и его номер;
фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение;
на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель.
Если для участия в приемке продукции выделяется представитель общественности (п. 18 "б" настоящей Инструкции), то в удостоверении указывается также дата и номер решения заводского, фабричного или местного комитета, которым предприятию выделен данный представитель.
Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии продукции. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается.
Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии продукции.
Удостоверение, выданное с нарушением правил настоящей Инструкции, является недействительным.
За подписание акта о приемке продукции по количеству, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке продукции по количеству, несут установленную законом ответственность.
Представители других предприятий и организаций, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия-получателя вознаграждение за участие в приемке продукции.
О перерыве в работе по приемке продукции, его причинах и условиях хранения продукции во время перерыва делается запись в акте, составленном в соответствии с п. 25 настоящей Инструкции.
В акте о недостаче продукции должно быть указано:
а) наименование получателя, составившего акт, и его адрес;
б) дата и номер акта, место приемки продукции и составления акта, время начала и окончания приемки продукции, в случаях, когда приемка продукции произведена с нарушением установленного срока, - причины несвоевременной приемки, время их возникновения и устранения;
в) фамилия, имя и отчество лиц, принимавших участие в приемке продукции по количеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в приемке продукции, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по количеству;
г) наименование и адреса отправителя (изготовителя) и поставщика;
д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя);
е) дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной (коносамента);
ж) дата отправки продукции со станции (пристани, порта) отправления или со склада отправителя;
з) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;
и) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;
к) условия хранения продукции на складе получателя до приемки ее, а также сведения о том, что определение количества продукции производилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке;
л) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - отправителя или изготовителя, дата вскрытия тары;
м) при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием оснований выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, договор и т.п.);
н) за чьим весом или пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена продукция, исправность пломб и содержание оттисков в соответствии с действующими на транспорте правилами; общий вес продукции - фактический и по документам; вес каждого места, в котором обнаружена недостача, - фактический и по трафарету на таре (упаковке);
о) транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
п) каким способом определено количество недостающей продукции (взвешиванием, счетом мест, обмером и т.п.), могла ли вместиться недостающая продукция в тарное место, в вагон, контейнер и т.п.;
р) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи;
с) точное количество недостающей продукции и стоимость ее; т) заключение о причинах и месте образования недостачи.
Если при приемке продукции одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки ее против транспортных и сопроводительных документов отправителя (изготовителя), то в акте должны быть указаны точные данные об этих излишках.
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству. Лицо, несогласное с содержанием акта, обязано подписать акт с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
В тех случаях, когда приемка производилась в выходной или праздничный день, акт приемки должен быть утвержден руководителем предприятия-получателя или его заместителем в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
В случаях, когда по результатам приемки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель или заместитель руководителя предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.
приложены:
а) копии сопроводительных документов или сличительной ведомости, т.е. ведомости сверки фактического наличия продукции с данными, указанными в документах отправителя (изготовителя);
б) упаковочные ярлыки (кипные карты и т.п.), вложенные в каждое тарное место;
в) квитанции станции (пристани, порта) назначения о проверке веса груза, если такая проверка проводилась;
г) пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
д) подлинный транспортный документ (накладная, коносамент), а в случае предъявления получателем органу транспорта претензии, связанной с этим документом, - его копия;
е) документ, удостоверяющий полномочия представителя, выделенного для участия в приемке;
ж) акт, составленный в соответствии с п. 16 настоящей Инструкции;
з) документ, содержащий данные отвесов и обмера, если количество продукции определялось путем взвешивания или обмера;
и) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах возникновения недостачи (анализы на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, сведения о льдоснабжении, коммерческие акты и др.);
к) к акту приемки скоропортящейся продукции - ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, если она составлена, или натурный лист.
При выявлении излишков принятой продукции получатель незамедлительно сообщает об этом отправителю (поставщику).
При недостаче продукции, полученной в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, претензия и обосновывающие ее документы должны направляться также изготовителю продукции. Если изготовитель или его местонахождение получателю неизвестны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который немедленно после ее получения обязан направить один экземпляр претензии изготовителю, известив об этом получателя.
К претензии о недостаче продукции должен быть приложен акт о недостаче с приложениями, указанными в п. 27 настоящей Инструкции, если их нет у отправителя (изготовителя, поставщика).
Материалы проверки рассматриваются и утверждаются руководителем или заместителем руководителя предприятия-отправителя (изготовителя).
В случаях, когда по результатам проверки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель предприятия-отправителя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка <3> или прокуратуры и направить им соответствующие документы.
Покупатель, отгрузивший продукцию без вскрытия тары первоначального отправителя (изготовителя), при отказе в удовлетворении претензии, предъявленной в связи с недостачей продукции, кроме мотивов отказа должен сообщить дату получения им этой продукции, а также дату и номер счета отправителя (изготовителя).
<1> В дальнейшем, как правило, употребляется один термин - "продукция". <2> В дальнейшем, как правило, употребляется один термин - "предприятие. <3> В настоящее время органам МВД.
В договорах поставки могут быть предусмотрены особенности приемки соответствующих видов продукции и товаров <1>.
а) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
б) отгрузку (сдачу) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталонами).
Продукция, не прошедшая в установленном порядке проверку по качеству, а также продукция, отгрузка которой была запрещена органами, осуществляющими контроль за качеством продукции, и другими уполномоченными на то органами, поставляться не должна;
в) четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве и т.п.), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности ее;
г) своевременную отсылку документов, удостоверяющих качество и комплектность продукции, получателю. Эти документы высылаются вместе с продукцией, если иное не предусмотрено Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
В случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами и договором, изготовитель (отправитель) обязан при отгрузке (сдаче) продукции в упакованных или затаренных местах вложить в каждое тарное место документ, свидетельствующий о наименовании и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте;
д) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке,
их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями.
а) проверить в случаях, предусмотренных в указанных правилах, наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне и т.п.) или на контейнере пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, наличие защитной маркировки груза и исправность тары;
б) проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе;
в) проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждения и порчи (укладка груза, температурный режим, льдоснабжение и др.), сроки доставки, а также произвести осмотр груза.
В случае получения от органа транспорта груза без проверки количества мест, веса и состояния его получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от органов транспорта, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка.
При неосновательном отказе органа транспорта от составления указанных выше актов получатель обязан в соответствии с действующими на транспорте правилами обжаловать этот отказ и произвести приемку продукции в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Покупатели - базы сбытовых, снабженческих, заготовительных организаций, оптовых и розничных торговых предприятий и другие покупатели, переотправляющие продукцию в таре или упаковке первоначального изготовителя (отправителя), должны производить приемку продукции по качеству и комплектности в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, а также при получении продукции в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой или при наличии признаков порчи (течь, бой и т.д.).
Указанные предприятия и организации обязаны хранить продукцию, подлежащую переотправке, в условиях, обеспечивающих сохранность качества и комплектность ее.
а) при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 час. после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;
б) при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции - 24 час. после поступления продукции на склад получателя.
В районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно - технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 48 час. после поступления продукции на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не
позднее 48 час. после поступления их на склад получателя.
Проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемой продукции (товара).
Машины, оборудование, приборы и другая продукция, поступившая в таре и имеющая гарантийные сроки службы или хранения, проверяются по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков.
Когда скрытые недостатки продукции могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями, акт о скрытых недостатках должен быть составлен не позднее четырех месяцев со дня получения продукции предприятием, обнаружившим недостатки.
Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийными сроками службы или хранения, должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока.
Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя (отправителя), то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.
Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.
Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.
Предприятие - получатель обязано:
а) создать условия для правильной и своевременной приемки продукции, при которых обеспечивалась бы ее сохранность и предотвращалась порча продукции, а также смешение с другой однородной продукцией;
б) следить за исправностью средств испытания и измерения, которыми определяется качество продукции, а также за своевременностью проверки их в установленном порядке;
в) обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции по качеству и комплектности, хорошо знали и строго соблюдали настоящую Инструкцию, а также правила приемки продукции по качеству и комплектности, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами;
г) систематически осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству и комплектности, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.
Получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
В договорах могут быть предусмотрены случаи, когда явка представителя иногороднего изготовителя (отправителя) для участия в приемке продукции по качеству и комплектности и составления акта является обязательной.
При одногородней поставке вызов представителя изготовителя (отправителя) и его явка для участия в проверке качества и комплектности продукции и составления акта являются обязательными.
а) наименование продукции, дата и номер счета - фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
б) основные недостатки, обнаруженные в продукции;
в) время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока);
г) количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции. 18. Уведомление о вызове представителя изготовителя (отправителя) должно быть
направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 час., а в отношении
скоропортящейся продукции - немедленно после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
Иногородний изготовитель (отправитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения установленного срока явки представителя изготовителя (отправителя).
Представитель иногороднего изготовителя (отправителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
Представитель изготовителя (отправителя) должен иметь удостоверение на право участия в определении качества и комплектности поступившей к получателю продукции.
Изготовитель (отправитель) может уполномочить на участие в приемке получателем продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым изготовитель (отправитель) уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.
При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя), при отказе их выделить представителя или неявке его по вызову получателя (покупателя) проверка производится:
а) с участием компетентного представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо
б) с участием компетентного представителя общественности предприятия -получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
в) односторонне предприятием - получателем, если изготовитель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, осуществляющие учет, хранение, приемку и отпуск материальных ценностей, в качестве представителей общественности предприятий - получателей выделяться не должны. В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия - получателя руководители предприятий и их заместители (и в тех случаях, когда они не являются
материально ответственными лицами), работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы этих предприятий, претензионисты.
Срок полномочий представителей общественности предприятия - получателя, выделенных фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза для приемки продукции по качеству, может быть установлен на срок полномочий данного комитета профсоюза.
В удостоверении на право участия в приемке продукции по качеству и комплектности указывается:
дата выдачи удостоверения и его номер;
фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение;
наименование предприятия, которому выделяется представитель;
на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель.
Если для участия в приемке продукции выделяется представитель общественности (п. 20, пп. "б" настоящей Инструкции), то в удостоверении указывается также дата и номер решения заводского, фабричного или местного комитета, которым предприятию выделен данный представитель.
Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии продукции. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается. Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удостоверение может быть
выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии продукции.
Удостоверение, выданное с нарушением правил настоящей Инструкции, является недействительным.
За подписание акта о приемке продукции по качеству и комплектности, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, подписавшие такой акт, несут установленную законом ответственность.
Представители других предприятий и организаций и представители общественности, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия -получателя вознаграждение за участие в приемке продукции.
Отбор образцов (проб) производится в точном соответствии с требованиями указанных выше нормативных актов. Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе.
в этом лицами. В акте должно быть указано:
а) время и место составления акта, наименование получателя продукции, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);
б) наименование изготовителя (отправителя), от которого поступила продукция; в) номер и дата счета - фактуры и транспортной накладной, по которым поступила
продукция, и дата поступления ее на склад получателя, а при доставке продукции поставщиком и при отпуске продукции со склада поставщика - номер и дата накладной или счета - фактуры, по которой сдана продукция;
г) количество мест и вес продукции, а также количество и номера мест, из которых отбирались образцы (пробы) продукции;
д) указание о том, что образцы (пробы) отобраны в порядке, предусмотренном стандартом, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами и договором, со ссылкой на их номер и дату;
е) снабжены ли отобранные образцы (пробы) этикетками, содержащими данные, предусмотренные стандартами или техническими условиями;
ж) опечатаны или опломбированы образцы (пробы), чьей печатью или пломбой (оттиски на пломбах);
з) другие данные, которые лица, участвующие в отборе проб, найдут необходимым включить в акт для более подробной характеристики образцов (проб).
О сдаче образцов (проб) на анализ или испытание делаются соответствующие отметки в акте отбора образцов (проб).
Отобранные образцы (пробы) продукции должны храниться получателем, изготовителем (отправителем) до разрешения спора о качестве продукции, а в случаях передачи материалов о выпуске недоброкачественной продукции в органы прокуратуры и суда - до разрешения дела в этих органах.
Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности.
В этом акте должно быть указано:
а) наименование получателя продукции и его адрес;
б) номер и дата акта, место приемки продукции, время начала и окончания приемки продукции; в случаях, когда приемка продукции с участием представителей, указанных в п.п. 19 и 20 настоящей Инструкции, произведена с нарушением установленных сроков приемки, в акте должны быть указаны причины задержки приемки, время их возникновения и устранения;
в) фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке продукции по качеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке продукции по качеству и комплектности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по качеству;
г) наименования и адреса изготовителя (отправителя) и поставщика;
д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметка о том, что вызов изготовителя (отправителя) Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором не предусмотрен;
е) номера и даты договора на поставку продукции, счета - фактуры, транспортной накладной (коносамента) и документа, удостоверяющего качество продукции;
ж) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;
з) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;
и) условия хранения продукции на складе получателя до составления акта;
к) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - изготовителя или отправителя, дата вскрытия тары и упаковки. Недостатки маркировки, тары и упаковки, а также количество продукции, к которому относится каждый из установленных недостатков;
л) при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием основания выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, другие обязательные правила и договор);
м) за чьими пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена и получена продукция, исправность пломб, оттиски на них; транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
н) количество (вес), полное наименование и перечисление предъявленной к осмотру и фактически проверенной продукции с выделением продукции забракованной, подлежащей исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных деталей, а также продукции, сорт которой не соответствует сорту, указанному в документе, удостоверяющем ее качество. Подробное описание выявленных недостатков и их характер;
о) основания, по которым продукция переводится в более низкий сорт, со ссылкой на стандарт, технические условия, другие обязательные правила;
п) количество некомплектной продукции и перечень недостающих частей, узлов и деталей и стоимость их;
р) номера стандартов, технические условия, чертежи, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества продукции;
с) номер браковщика предприятия - изготовителя продукции, если на продукции такой номер указан;
т) произведен ли отбор образцов (проб) и куда они направлены;
у) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения ненадлежащего качества или некомплектности продукции;
ф) заключение о характере выявленных дефектов в продукции и причина их возникновения.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Если между изготовителем (отправителем) и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз, представителя соответствующей инспекции по качеству или другой компетентной организации.
а) документы изготовителя (отправителя), удостоверяющие качество и комплектность продукции;
б) упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены ненадлежащее качество и некомплектность продукции;
в) транспортный документ (накладная, коносамент);
г) документ, удостоверяющий полномочие представителя, выделенного для участия в приемке;
г. 1) акт, составленный в соответствии с п. 16 настоящей Инструкции;
д) акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам анализа (испытания) отобранных образцов (проб);
е) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах порчи (ухудшения) качества продукции или некомплектности ее (коммерческие акты, для скоропортящихся грузов сведения о льдоснабжении, температурном режиме, а также ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, если она составлена, или натурный лист и др.).
В тех случаях, когда приемка продукции производилась в выходной или праздничный день, акт приемки должен быть утвержден руководителем предприятия - получателя или его заместителем в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
В необходимых случаях руководитель предприятия или его заместитель направляет материалы прокуратуре для привлечения к установленной законом ответственности лиц, виновных в выпуске недоброкачественной или некомплектной продукции.
Акты, составленные бюро товарных экспертиз или инспекцией по качеству продукции, утверждаются в порядке, установленном соответствующими положениями об инспекциях и бюро товарных экспертиз.
а) заявление потребителя об обмене товара и заключение магазина с указанием наименования товара, его изготовителя (отправителя) и поставщика, цены товара, характера недостатков и причин их возникновения, времени продажи, обмена, ремонта товаров или возврата их стоимости;
б) документы, предусмотренные Правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, подтверждающие ненадлежащее качество товаров;
в) расписку потребителя об обмене товара или о получении его стоимости.
Повторная экспертиза продукции может быть произведена также по поручению арбитража или судебно - следственных органов.
В договоре должно быть предусмотрено, кем производится перемаркировка: изготовителем (отправителем) или получателем (покупателем).
Если изготовитель или его местонахождение получателю (покупателю) не известны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который немедленно после ее получения, обязан направить один экземпляр изготовителю, известив об этом получателя (покупателя).
К претензии о поставке продукции ненадлежащего качества или некомплектной должны быть приложены акт и документы, указанные в п.п. 31 и 34 настоящей Инструкции, если их нет у изготовителя (отправителя, поставщика), а также документы, подтверждающие реализацию скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, если продукция к моменту предъявления претензии реализована.
В случаях, предусмотренных договором, к претензии должны прилагаться акт об уничтожении скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, акт о сдаче продукции в металлолом и иные документы об использовании продукции на месте в соответствии с фактическим ее качеством.
-------------------------------
<1> В дальнейшем, как правило, употребляется один термин - "продукция". <2> В дальнейшем, как правило, употребляется один термин - "предприятие".
Магистрали, скоростные и обычные дороги с шириной полос 3.75 м относятся к дорогам I категории. 1 км для таких автострад стоит 52,3 млн рублей.
У дорог II категории ширина полосы — 3.5 м, в данном случае 1 км дороги стоит 42,5 млн руб.лей. Если ширина дороги — 3 м, это уже III категория и стоить 1 км будет 37,1 млн рублей. Есть еще самые обычные дороги общей шириной 4.5 м, 1 км таких дорог стоит 14 млн рублей. В среднем чиновники считают стоимость 1 км дороги за 28,85 млн рублей.
Если сравнивать с зарубежными государствами, у России затраты намного меньше. Если у нас построить обычную дорогу II категории стоит 47.5 млн рублей, то в США — 270 млн рублей, в Канаде чуть поменьше — 233 млн рублей, в Китае — 226 млн рублей, а в Швеции уже 153 млн рублей. Таким образом, разница в ценах со Штатами в более чем 5.5. раз.
Правда, нужно учитывать и качество полотна, которое в России заметно уступает американскому или европейскому. Если в США и Германии треть дорог сделана из цементобетона, то в России используют менее качественный и менее долговечный асфальтобетон.
Количество и качество автодорог свидетельствует не только о благосостоянии населенного пункта (будь то мегаполис или небольшой поселок), но и характеризует уровень развития страны в целом. С чего же стоит начать выполнение строительных работ? Ведь строительство автомобильных дорог — это сложный многоэтапный процесс, который требует больших финансовых и физических затрат. Первоочередной задачей является выбор надежного подрядчика, в чьем арсенале имеется квалифицированная команда профессионалов и специализированная техника. Подрядная организация в лице специалиста составляет список мероприятий по выполнению поставленной задачи и производит калькуляцию себестоимости работ.
Этапы строительства автомобильной дороги
Качественно сделанная автодорога должна соответствовать необходимым стандартам, так как это является залогом безопасности и комфорта не только водителей, но и пешеходов. Первым этапом любого строительства или реконструкции является проектирование, после чего разрабатывается план постройки дороги. Последующие работы можно разделить на такие этапы:
При необходимости до начала выполнения запланированных дорожных работ происходит строительство временной объездной дороги. Ее сооружают в виде насыпи той высоты, которая указана в рабочем проекте. После завершения строительства объезд демонтируют.
Финишное покрытие — залог долговечности и надежности дороги
Верхний слой дороги подвержен наибольшему износу, так как на него ежедневно оказывается давление большой массой проезжающих автомобилей. Поэтому от того, насколько профессионально проведены строительные работы и какие материалы при этом использовались, напрямую зависит надежность и долговечность автомобильной дороги. Существует следующие распространенные виды дорожных покрытий:
Спецтехника, используемая при строительстве автомобильной дороги
Для укладывания асфальта используют специализированную технику, которая способствует оптимизации рабочих процессов, экономии времени и трудозатрат. Применение современных технологий на стройплощадке в принципе невозможно без спецоборудования. Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства асфальтовых дорог, оказывает большое влияние на конечный результат проделанной работы. Чтобы качественно и в срок выполнить поставленные задачи, обычно используют стандартный набор спецмашин, а именно:
Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства дорог, является достаточно дорогостоящей, поэтому многим предприятиям и организациям выгоднее воспользоваться услугой аренды. Это поможет арендатору избежать расходов, связанных не только с приобретением, обслуживанием и ремонтом собственных спецмашин, но и с простоем оборудования, после окончания строительства дороги, а также с выплатой зарплаты дополнительному обслуживающему персоналу.
Постоянно расширяющаяся сеть автодорожных магистралей требует внедрения инновационных технологий и разработок, которые связаны с дорожным строительством. Использование качественных материалов, современной спецтехники позволяет не только существенно снизить стоимость работ, но и построить действительно надежные и безопасные автотрассы. Среди многих компаний, занимающихся строительством, реконструкцией и ремонтом дорог,